четверг, 21 сентября 2017 г.
Влияние федеральных торговых сетей на цены в регионах предлагается сократить
Billion Photos / Shutterstock.com
Как поэтому будет урегулирована ценовая политика больших ритейлеров – пока неизвестно, но законодательная мера, по оценке члена Комитета Государственной думы по бюджету и налогам
Дмитрия Юркова
, в этом случае нужна, в первую очередь чтобы не допустить демпинг на региональных рынках. Как поведал депутат в ходе круглого стола, деятельность федеральных торговых сетей, которые функционируют сразу в нескольких в регионах, приводят к разорению местных сетей и магазинов. Это лишает производителей каналов сбыта, а в конечном счете проигрывает еще и клиент.
Депутат пояснил, что у федеральных торговых сетей, в отличие от региональных, имеется некоторый запас денежной прочности, что разрешает установить "отрицательную наценку" на свою продукцию, другими словами реализовывать ее ниже закупочной цены (в этом и заключается демпинг). Местным магазинам соперничать при таком подходе сложно – клиенты выбирают федеральные сети из-за выгодных стоимостей.
В будущем неприятности начинаются у местных производителей – им не удается увеличить объемы продаж, потому, что они часто не имеют возможности модернизировать производство и не вкладываются в новое оборудование, а попытки отыскать новые рынки сбыта довольно часто выясняются неудачными. Представитель Государственной думы связал это с тем, что на наращивание технических мощностей требуются большие затраты, причем большим производителям это обходится дешевле. Он также пояснил, что федеральные сети предполагают масштабную логистику – продукцию нужно доставить на расстояние от 600 до 1 тыс. км, в нужном объеме и качестве, а фермерам проделать самостоятельно такую работу достаточно не легко.
В итоге, как прогнозирует Дмитрий Юрков, в долговременной возможности регионы ожидает эффект "выжженной земли": местные производители разорятся, а клиент останется один на один с федеральными сетями. Причем для последних уже отпадет необходимость назначать пониженные цены, напротив, в условиях отсутствия конкуренции они могут вырабатывать их по своему усмотрению. Депутат поведал, что самая большая цена потребительской корзины в 2016 году отмечена в одном из сел Свердловской области как раз из-за отсутствия конкуренции. Другими словами при таковой модели функционирования розничного рынка проигрывают и клиенты, и местные производители, и региональные продавцы.
Но кое-какие специалисты, не отрицая, что практика демпинга существует, считают, что законодателю следует функционировать с опаской, поскольку непродуманная твёрдая законодательная мера может навредить добросовестным участникам рынка. Так, исполнительный директор Ассоциации "РУСПРОДСОЮЗ"
Дмитрий Востриков
обратил внимание, что добросовестные производители, быть может, не смогут оперативно реализовать скоропортящийся товар и его нужно будет утилизировать.
Также нельзя исключать, что новые правила регулирования стоимостей вступят в несоответствие с экономическими законами рынка. В частности, специалист розничной торговли, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Ирина Канунникова
указала, что в экономической практике понятие демпинга является неизвестным. К примеру, довольно часто товар продается фактически по себестоимости в течение ограниченного периода времени, чтобы привлечь клиента, а в будущем, когда его доверие завоевано, цены корректируются. Как предположила специалист, производители и ритейлеры побоятся применять подобные схемы, чтобы не попасть под воздействие ограничительных мер. Она пояснила, что такую договоренность власти легко могут посчитать демпингом либо сговором.
Помимо этого, согласно точки зрения специалиста, ни одна законодательная мера не разрешит укрепить отношения производителя и потребителя, поскольку нельзя заставить последнего сделать выбор в пользу местных магазинов, а не федеральных сетей. Также она обратила внимание, как обстановка выглядит с позиций властей. "Поднимитесь на позицию местной администрации, которая понимает – приходит игрок федерального масштаба, федеральный ритейл, который будет наполнять бюджет стремительнее и активнее, чем местные производители", – указала Ирина Канунникова. Исходя из этого, считает эксперт, необходимо создать механизмы, которые будут приниматься на местном уровне.
Одновременно с этим имеется и прямо противоположный взор на данную обстановку. Так, антимонопольный экономист, член экспертного совета при Правительстве РФ
Вадим Новиков
объявил, что на базе тех же данных, которые были представлены в ходе круглого стола, он видит совсем другую картину. То, что описывается как неприятность, он назвал благоприятным явлением и иллюстрацией работы конкуренции. "В случае если мы желаем, чтобы соперничество была, мы должны смириться с тем, что кто-то разорится, то есть тот, кого потребитель не выберет", – пояснил специалист.
Также Новиков думает, что вырабатывать демпинговые цены может лишь компания с высокой рыночной долей, компания-монополист. Отметим, что по закону главным положением на рынке признается в частности такое, когда часть хозяйствующего субъекта превышает 50% (п. 1 ч. 1 ст. 5 закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; потом – закон о защите конкуренции). Согласно точки зрения специалиста, даже в случае если все торговые сети объединятся, у них не будет монопольного положения и возможности реализовывать демпинговый сценарий. Он также сказал, что закон о демпинге уже существует – это закон о защите конкуренции. В частности, им запрещается не только установление монопольно высоких, но и монопольно низких стоимостей (п. 1 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции).
С таковой оценкой не дал согласие создатель инициативы о регулировании демпинга Дмитрий Юрков, пояснив, что он имеет в виду обстановку, когда федеральная сеть не занимает главное положение на рынке, но ведет демпинговую политику. Одновременно с этим он объявил, что не будет вносить в государственную думу созданный им проект закона, поскольку нужно учесть новые аргументы, представленные специалистами. В частности, планируется учесть уценки товаров, которые вводят магазины при окончании срока реализации продукции. Депутат признал, что закон о демпинге должен быть качественным – таким, чтобы с ним были согласны и производители, и ритейлеры.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий